» » Приветственное слово Высокопреосвященнейшего Стефана на открытии областных Покровских образовательных чтениях

Приветственное слово Высокопреосвященнейшего Стефана на открытии областных Покровских образовательных чтениях

oroik 6-11-2019, 10:00 208 Информация / Покровские чтения / Отдел религиозного образования и катехизации
Уважаемые дамы и господа!
Уважаемые организаторы и участники V  областных Покровских образовательных чтений! Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры!

Прежде всего, разрешите поблагодарить организаторов Чтений, благодаря усердным трудам которых мы имеем прекрасную возможность еще раз встретиться на научных площадках форума и обсудить актуальные вопросы, связанные с применением в образовании и воспитании молодежи, традиционных для нашего народа духовно-нравственных ценностей.  К сожалению, не смотря на нашу многолетнюю плодотворную совместную работу с городскими и областными органами образования,  общество и  время ставят перед нами новые задачи и требуют от нас еще больших совместных усилий в деле возрождения лучших традиций отечественного образования и передачи грядущим поколениям того богатейшего духовно-культурного наследия, которое оставили   наши предки. В этом году тема Покровских образовательных чтений – «Великая Победа: наследие и наследники». В две тысячи двадцатом году мы празднуем 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Каждое поколение  стремится взглянуть на историю Отечества с высоты новых знаний, потому что переосмысление прошлого приводит к более глубокому его постижению, приближает к истине. И Покровские чтения этого года, я надеюсь, – это ещё одна попытка осмысления уроков самой страшной трагедии ушедшего века, в ходе которой наш народ показал высшее проявление духа, пример массового героизма и огромного самопожертвования.
Уверен, что мы не только обязаны свято хранить память о Великой войне и беспримерном жертвенном подвиге нашего народа, но и прилагать все усилия, чтобы память эта не угасала в новых поколениях. Мы обязаны с раннего возраста   прививать  нашим детям не просто память, а как жизненный нарратив, что та Великая война – это священная битва за свободу, за детей, за мир и само существование нашего народа и нашего государства, в котором мы живем в Божьей любви, что память Хатыни – это не просто дань уважения, а жизненный нерв, незаживающая рана на теле нашей страны, которая болит и после стольких лет и поколений. Если мы сможем сделать память о той войне одним из факторов национальной ментальности, коллективного подсознания нашего народа, мы обеспечим нам мирное будущее, а за нашей страной закрепим статус «страны-донора стабильности» в нашем регионе. 
Уверен, что на этом пути возможности Церкви и системы образования по истине безграничны. У нас уже есть конкретные наработки в этом направлении – это и ставший уже традиционным велопробег, выставки, беседы и лекции. Пять лет назад, Гомельская епархия и университеты имени Ивана Шамякина и Павла Сухого, создали совместный региональный проект «Солдаты Победы». Целью проекта был сбор студентами и издание воспоминаний участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла, узников концлагерей – жителей города Мозыря и города Гомеля. Успех проекта был не в том, что его оценили на самом высоком уровне, а то что встречи с ветеранами, общение с ними имеют огромное воспитательное значение для гражданско-патриотического воспитания молодежи, а совместная работа учреждений образования всех типов и Белорусской Православной Церкви по патриотическому воспитанию молодежи способствует формированию социально значимых компетенций будущих специалистов, воспитанию личности патриота – гражданина Республики Беларусь.  
В нашем народе всегда особое внимание уделялось сохранению традиций и традиционных духовно-нравственных ценностей, и важнейшую роль в их сохранении и преумножения всегда играло и играет наше Православие! Церковь незыблемо хранила в течение столетий подлинное понимание смыслов бытия, утраченных в современном секуляризованном мире. Осознавая свою величайшую ответственность перед Богом и родом человеческим, за его нравственное состояние не только молитвой  и постом, но и деятельным участием в нравственном воспитании юношества, она пытается деятельно помочь людям. И не только потому, что молодежь и дети в любом обществе представляют собой его самую важную часть, поскольку являются будущим общества и государства. Как прекрасно говорит нам Священное Писание о детях: Дети — это дар от Бога (Быт. 4:1; 33:5). Дети — это наследие и благословение от Господа (Пс. 126:3) Дети — венец стариков (Притч. 17:6).  
 Церковь, как любящая мать, хочет видеть современного молодого человека не только образованным и эрудированным, но и духовно-нравственным, а, значит, всесторонне подготовленным ко всем сложностям и вызовам современной эпохи. Поэтому не менее важно, чтобы это образование неразрывными узами было связано с развитием духовности в каждом человеке, всесторонним исправлением жизни, а, следовательно, неустанным воспитанием воцерковленности индивидуального и общественного сознания. К сожалению, история знает немало примеров, когда люди вполне образованные, но, не развитые духовно становились на гибельный путь преуспеяния личного на стезе неправды, эгоцентризма, а, порой, и откровенного попрания традиционных общественных устоев, сознательного удаления от заповедей Христовых. Поистине, такое преуспеяние подобно тщетному домостроительству, основанному не на камне, а на зыбком песке, против чего предостерегает нас Спаситель в Своем Святом Евангелии. Недавно, на одной из пресс-конференций Святейшему Патриарху Кириллу задали вопрос о том, зачем Церковь строит новые храмы, зачем она добивается введения в общеобразовательный учебных заведениях «Основ православной культуры», в ответ Святейший Владыка сказал следующие слова, которые, на мой взгляд, могут стать девизом наших чтений: «чтобы люди обрели подлинный смысл своей жизни и через это обретение изменили мир, сделали его подобным тому миру, который Бог желал иметь, создавая космос».
Действительно, мы много и часто говорим об образовании, порой забывая, что смысл этого слова заключается не в простой передаче знаний от одного человеческого индивида к другому, но в воспитании, в том, чтобы в человеке все четче проступал образ Божий (Быт.1.26) Именно поэтому, в качестве центрального звена в многогранном процессе обучения и воспитания всегда лежит добродетель. Так, например, святитель Василий Великий говорит: «…не малая польза, если души юношей осваиваются и свыкаются с добродетелью…». При этом, непреложной основой всякой добродетели, можно сказать, ее краеугольным камнем является научение истинной вере и нелицемерной любви к Богу и ближнему. В соответствие с базовыми подходами, заложенными в святоотеческой традиции педагогики, ученье призвано не только давать воспитуемым практические знания, необходимые в каждодневной бытовой деятельности. Главное его предназначение — задавать саму смысложизненную перспективу, формировать высшую цель жизни, вне которой все остальное — «суета сует и томление духа» (Еккл.1.14).
Надеюсь, что работа нашего педагогического форума даст нам возможность для прямого и неформального диалога для поиска новых форм и методов взаимодействия, активизации нашей общей работы на ниве воспитания и просвещения, научению добродетели.
Призываю благословение Божие и молитвенное предстательство всех святых в Белой Руси просиявших на всех организаторов и участников Чтений!

+СТЕФАН
архиепископ
Гомельской и Жлобинский
скачать dle 12.1