» » Молодёжь и свобода выбора: предпочтения, приоритеты, ценности

Молодёжь и свобода выбора: предпочтения, приоритеты, ценности

oroik 26-11-2018, 08:59 126 Информация / Покровские чтения / Отдел религиозного образования и катехизации
Алексеенко Ирина Ивановна, учитель истории и обществоведения ГУО "Средняя школа №12 г. Жлобина"

«Пока душа еще способна к образованию, нежна и мягка, подобно воску, легко запечатлевает в себе образы, надо немедленно и с самого начала пробуждать ее к добру. Когда раскроется разум и придет в действие рассудок, тогда будут уже заложены первоначальные основания и преподаны образцы благочестия. Тогда разум будет внушать полезное, а навык облегчит успех».
Святитель Василий Великий
Свобода - одно из важнейших понятий философии. О свободе мечтали с незапамятных времен. Многочисленные восстания, войны в истории человечества были связаны с этим понятием. 
Понятие «свобода» можно интерпретировать с различными оттенками - свобода может отождествляться с полным своеволием, а может оцениваться как сознательное решение. Свобода одна из неоспоримых общечеловеческих ценностей. Но прежде чем пользоваться свободой, надо вначале осознать, что она собой представляет. В противном случае можно получить разрушительные, и даже губительные результаты (Октябрьская революция 1917 г. - борьба за свободу - победа - репрессии 1937-1938 гг.).
Ратуя за свободу, мыслители всегда помнили, что свобода не абсолютна. Предоставьте индивиду право полностью распоряжаться собой - и наступит всеобщий хаос. 
Многие философы давали своё определение свободы. Вот некоторые из них:
          - «Свобода означает ответственность» Шоу Б.
           -  «Свобода заключается в праве делать всё, что не вредит другим». Клаудиус
          - «Свобода  - это способность человека к активной творческой деятельности в соответствии со своими устремлениями,  намерениями, идеалами и ценностями»  Важенин, А. Г..
       -  «Большинство людей в действительности не хотят свободы, потому что она предполагает ответственность, а ответственность большинство людей страшит» Фрейд З.
Когда молодой, юный человек стоит перед открывающимися ему в жизни возможностями, он начинает понимать, что он может и может почти все (с его точки зрения).Но ведь, если задуматься, то перед человеком открываются далеко не все объективные возможности, но понимание этого приходит гораздо позже. 
Свобода – любимое слово молодежи, оно есть знамя молодого человека, с которым и ради которого он готов пойти на любые баррикады. Часто бывает так, что стоит только сказать что-то молодому человеку, заметить, указать, как он тут же начинает говорить о стеснении своей свободы и соответственно, всякое действие, пускай самое неблаговидное, всегда будет оправдано … свободой выбора. 
Но часто молодёжь под свободой понимает далеко не то, что она собой являет на самом деле, происходит подмена понятий. Некоторые молодые люди считают, что свобода есть вседозволенность или, точнее, дозволенность делать то и так, как он на данный момент предполагает для себя комфортным, удобным. И здесь одну из главных ролей играет то, что называется свободой слова, когда человек умышленно перестает контролировать свои высказывания,мысли, перестает отвечать за свои слова.
Свобода слова превратилась в свободу от слова, когда человек не связывает то, что говорит, с тем, что он делает. То есть свобода становится средством для достижения собственного комфорта – материального в первую очередь, но, самое главное, духовного и интеллектуального комфорта – когда человек, чтобы успокоиться в осознании собственной правоты и нежелании понять ошибочность своих поступков, прикрывается тем, что он называет свободой.
Подростки не слушаются своих родителей, потому что они абсолютно уверены, что всегда правы, и, следовательно, не нуждаются ни в чьей помощи. Они испытывают желание выглядеть независимыми, но, на самом деле, они, конечно, не могут ни самостоятельно жить, ни справляться со всеми возникающими трудностями сами. 
Можно констатировать, что детское поведение подвержено серьезному влиянию средств массовой информации. многие телевизионные программы не подходят для детского просмотра, они смотрят их, потому что редкие родители действительно следят за этим. Итак, программы, содержащие ненормативную лексику, сцены насилия и громкие крики, отрицательно воздействуют на подростков. Они начинают повторять жестокое поведение, увиденное на экране, так как они не видят разницу между реальной и экранной жизнью
Право выбора всегда сопряжено с ответственностью. Это как две стороны одной медали. Как считал известный психотерапевт Зигмунд Фрейд, "большинство людей в действительности не хотят свободы , потому что она предполагает ответственность, а ответственность большинство людей страшит". Воспитание ответственности начинается с семьи, с малых дел, каждодневного труда над собой. Человечество создало памятник свободе, но до сих пор нет памятника ответственности.
Сегодня можем слышать: «свобода слова, печати», «свобода любви». Православная Церковь выразила свое отношение к принципу «свободы совести» в принятой социальной концепции, как симптому распада «системы духовных ценностей, потерю устремленности к спасению в большей части общества».
Потеря традиционных ценностей приводит к тому, что жизнь человека становится хаотичной, быстротечной и с неопределенным будущим. Современная личность находится в постоянном становлении, бесконечном и некачественном росте, при этом содержит в себе большое количество нереализованной свободы. Молодому поколению присущи инфантилизм и стремление к бесконечному потреблению. 
Утратив традиционные ценности, приобрел ли современный человек ценности информационной эпохи? Да, такие ценности есть, как утверждают многие исследователи. В первую очередь в информационном мире сформирована ценность виртуального мира и виртуальная реальность заменяет реальную жизнь. Это дает свободу, но ограничивает возможность общения.Уходя в виртуальный мир, пользователь рискует потерять себя в реальном мире.
Чтобы преодолеть эти проблемы, нужно объединенить усилия образования и православной Церкви для выработки направления, понятного молодежью на основе традиционных исторически сложившихся у нас в стране ценностей.
Перед современной школой стоит цель воспитания нравственно зрелой, духовно развитой личности, способной осознавать свою ответственность за нашу Родину, за свой народ. Важным фактором реализации этой задачи является организация целенаправленного и плодотворного взаимодействия учреждений образования с Белорусской Православной Церковью на основе Программы сотрудничества между Министерством образования РБ и Белорусской Православной Церковью на 2015 – 2020 годы.
Разработана  программа взаимодействия Жлобинского благочиния и отдела образования, спорта и туризма Жлобского райисполкома. Цель — создание условий для эффективного взаимодействия Церкви и отдела образования в духовно-нравственном просвещении и через создание в районе социально-педагогической среды, ориентированной на сохранение исторического наследия и традиционных культурных ценностей. 
2018 год Белорусской православной  церковью обьявлен годом   памяти митрополита Литовского и Виленского  Иосифа Семашко.                 В рамках сотрудничества православной церкви и школы в сентябре– декабре 2018 года проводятся мероприятия, связанные со 220 – летием со дня рождения Митрополита Иосифа Семашко. 
По программе сотрудничества предусмотрена организация выставок творческих работ учащихся посвящённых Дню Матери, Дню семьи в рамках Пасхалього фестиваля, благотворительных акций.
Во взаимодействии школы, и церкви в вопросах воспитания подрастающего поколения мы определяем следующие направления:
- раскрытие роли Православной Церкви в формировании и сохранении духовной культуры и государственности белорусского народа;
- воспитание обучающихся на основе православных духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа;
- ознакомление с православным духовным наследием, забота о сохранении и восстановлении памятников истории и культуры;
- популяризация семейных ценностей сформированных на основе православных традиций.белорусского народа.
- профилактика негативного влияния деструктивных культов.
Современная школа не игнорирует запросы семьи, не навязывает чуждые идеологические или духовно-нравственные доктрины. Реализуя фундаментальные права человека, система образования стремится изучать духовно-нравственные запросы подрастающего поколения, активно сотрудничать с ним.  И  без сомнения можно утверждать, что тесный союз православной церкви и школы -   есть тот путь, который будет содействовать становлению правильного мировоззрения наших детей. «Если Бог будет на первом месте, то всё остальное будет на своём» - Блаженный Августин.
Церковь является одним из важнейших социальных институтов, чей исторический опыт, духовный потенциал и многовековое культурное наследие оказали в прошлом и оказывают в настоящем существенное влияние на формирование духовных, культурных и национальных традиций народа, поэтому нравственная сила христианского учения сегодня должна более активно использоваться в целях формирования нравственного и духовного мира подрастающего поколения, а воспитание учеников должно происходить на основе христианского мировоззрения.
скачать dle 12.1