» » Семья, школа и Церковь: точки соприкосновения

Семья, школа и Церковь: точки соприкосновения

oroik 26-11-2018, 08:55 115 Информация / Покровские чтения / Отдел религиозного образования и катехизации
Забиран Нина Валентиновна, методист отдела образования, спорта и туризма Речицкого райисполкома

Среди социальных институтов, оказывающих влияние на формирование и становление личности человека, наиболее значимыми  считаются семья, школа и Церковь. Точки соприкосновения деятельности этих трех институтов лежат в нескольких плоскостях.
Во-первых, в исторической ретроспективе педагогика и дидактика всегда являлись прерогативой Церкви, на протяжении веков ведавшей "книжностью". Так сложилось, что идеи просвещения и образования на протяжении долгого времени распространялись благодаря усилиям церковных деятелей и организаций.  На белорусской земле примерами  просветительства  являются Евфросиния Полоцкая, Кирилл Туровский, Мелетий Смотрицкий, а также православные братства, действовавшие на территории Беларуси в 16-17 вв. 
Существует разделение, но и известная преемственность всеобщего образования и просветительского характера христианства, светской массовой школы и духовного образования, распространявшего грамоту через сеть училищ, приходов и монастырей. Этим в немалой степени объясняется прогресс знаний в пределах христианского мира при относительной холодности к нему прочих народов и вероучений.  
Второй точкой соприкосновения можно назвать созвучность воспитательных целей всех трех социальных институтов. Эти цели четко обозначены в официальных нормативно-правовых документах, регламентирующих деятельность семьи, школы и Церкви. 
Традиционно главным институтом воспитания является семья. Все приобретенное в семье в детские годы ребенок сохраняет всю жизнь. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности воздействия на личность семье нет равных среди других институтов воспитания. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более, чем наполовину сформирован как личность. Семья обеспечивает ребенку тот минимум общения, без которого он никогда не стал бы человеком и личностью. В основе семейного воспитания лежит семейное право, которое закреплено Конституцией страны, законодательными и нормативными документами о браке, семье, правах ребенка. Главной целью семейного воспитания является формирование нравственной, интеллектуально развитой личности, подготовленной к жизни в современном обществе.
У школы свои достоинства как института воспитания: каждая новая сфера знания, каждый новый человек несет для ребенка открытие, с которым происходит приращение новых знаний, умений и навыков. В Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи на 2016-2020 годы записано, что целью воспитания «является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося. Назначение воспитания состоит в обеспечении успешной социализации личности в современном обществе, подготовке к самостоятельной жизни, продуктивной трудовой и профессиональной деятельности; в содействии саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию, самосовершенствованию конкурентоспособной личности, готовой к принятию ответственных решений».
Официальная позиция Русской  Православной Церкви по вопросу о сотрудничестве со светскими школами звучит следующим образом: 
«Христианская традиция неизменно уважает светское образование. 
Школа есть посредник, который передает новым поколениям нравственные ценности, накопленные прежними веками. В этом деле школа и Церковь призваны к сотрудничеству. Образование, особенно адресованное детям и подросткам, призвано не только передавать информацию. Возгревание в юных сердцах устремленности к Истине, подлинного нравственного чувства, любви к ближним, к своему отечеству, его истории и культуре – должно стать задачей школы не в меньшей, а может быть и в большей мере, чем преподавание знаний. Церковь призвана и стремится содействовать школе в ее воспитательной миссии, ибо от духовного и нравственного облика человека зависит его вечное спасение, а также будущее отдельных наций и всего людского рода». (цитата из Социальной Концепция РПЦ)
Эту мысль в своих выступлениях подчеркивает Святейший Патриарх Кирилл: «...у Церкви и светской педагогики, по большому счету, одна задача: воспитать не только знающего и работоспособного человека, но и полноценную личность, живущую осмысленно и одухотворенно, имеющую нравственное измерение своих слов и дел, приносящую пользу не только себе, но и ближним, равно как и своему Отечеству.» (Из выступления на открытии XVII Рождественских чтений  2009 года)
Согласно православной педагогике, нельзя учить жить детей отдельно от жизни мира. Нужно ориентировать ребенка на жизнь глубоко самостоятельную и полную. Но само развитие должно быть целомудренным, не развращающим, а, наоборот, собирающим воедино все силы души человека. Такое развитие личности по-настоящему и возможно только тогда, когда она (личность) начинает осознавать себя как образ и подобие Божие. Только тогда человек получает как бы истинную систему координат и может ориентироваться в жизни. Мир начинает восприниматься им не как общественно-бытовое поприще приложения своих сил и талантов в обществе, а как школа для праведной жизни, как начало пути к себе, к своему истинному «я». Знания о Церкви ребенку дать нетрудно, важно начать вместе с ним его духовный путь, то есть труды строительства себя по образу и подобию Божию.
Как видно, ядром семейной, светской и православной педагогики является понятие «развитой, нравственно зрелой личности», способной самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.
Третьей точкой соприкосновения, которую можно охарактеризовать как императив, или необходимое условие, являются права, обязанности и ответственность родителей, светских и православных педагогов. В своей работе они должны следовать принципу согласованности воспитательных усилий и требований. Этот принцип гласит, что все лица, причастные к воспитанию, должны действовать сообща, предъявлять воспитанникам согласованные требования, идти рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие. Если такое единство и координация усилий не достигаются, то участники воспитательного процесса уподобляются крыловским персонажам, которые, как известно, тянули воз в разные стороны. 
Залогом успешного взаимодействия представителей семьи, школы и Церкви является также выработка общего понятийного аппарата, когда такие онтологические понятия как свобода, ответственность, личность, любовь к ближнему, к Отечеству, межличностное взаимодействие  одинаково понимаются и трактуются всеми участниками воспитательного процесса.Отношения взрослого и ребенка не должны сводиться к субъект - объектным отношениям. Позиция «Я прав, потому что я взрослый», как правило, приводит к появлению такого негативного явления как гиперопека, когда родители стремятся оградить ребенка от малейшей опасности и неприятности, лишая тем самым ребенка возможности познавать окружающий мир в его разнообразных проявлениях. В результате формируется нравственно незрелая инфантильная личность, неспособная нести ответственность за свою жизнь. «В страхе, как бы смерть не отобрала у нас ребенка, мы отбираем ребенка у жизни; оберегая от смерти, мы не даем ему жить», - говорил Януш Корчак в своей книге «Как любить ребенка». Естественно, смерть в данном случае понимается не в прямом, а в переносном смысле, обозначая элементарные экзистенциальные проявления: право выбора, право на ошибку, разочарование, ответственность за свои поступки. 
В основе отношения к ребенку должна лежать трезвая безусловная любовь, когда мы принимаем его таким, какой он есть, не пытаясь подогнать его под наши представления и желания. Самый талантливый педагог может потерпеть фиаско, если не будет следовать словам апостола Павла «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, — нет мне в томникакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор., 13, 1-7).  Это подтверждает известный богослов XX века протопресвитер Александр Шмеман в своих «Дневниках»: «Насколько же, по-видимому, личная встреча и взаимность и личная любовь важнее в жизни, чем «умственное» влияние».
И еще одна точка соприкосновения, которая лежит в области межличностных отношений. Это личность самого воспитателя (воспитателя в широком смысле слова). Нельзя научить тому, что не умеешь делать сам. Воспитатель должен быть воспитан сам. У педагогов и родителей нет иного пути, как культивировать у себя те качества, которые они хотели бы прививать своим детям. Для того чтобы другого чему-то научить, нужно это уметь делать самому. Мы очень хотим, чтобы кто-то что-то сделал или кто-то кем-то стал, но при этом забываем, что для того, чтобы этого ждать от других, нужно сначала это сделать самому. К сожалению, это встречается настолько часто, что уже стало привычкой, повседневностью. В мире, где слова взрослых не соответствуют действительности, ребенку жить крайне трудно.
Педагоги хотят, чтобы дети вели себя ответственно,  но сами в этом не показывают пример. Родители хотят, чтобы дети их слушались, но сами бывают непослушными своим родителям. Хотят, чтобы дети жили в мире, но сами не живут в мире. Если мы хотим кого-то чему-то научить, мы должны сначала научиться это делать сами. Нет лучшей школы, лучшего примера и учительства, чем пример собственной жизни, свои собственные поступки.
Воспитание молодого поколения – это, прежде всего, воспитание нас, взрослых. ««Стяжи дух мирен, и тогда тысячи вокруг тебя спасутся», - говорил преподобный Серафим Саровский. Нужно помнить, что воспитатель имеет дело с самым ценным и хрупким, что существует в этом мире, -  с душой ребенка.  Читаем у Януша Корчака: «Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Не от того мы устаем, а от того что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть». И, хочется добавить: чтобы не навредить.
скачать dle 12.1